Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

российского императорского дома. Чаще всего путеше­ ствий было два: большое —по России, чуть поменьше — по Европе. На этот раз Александр III для Николая запла­ нировал совершенно необычное, грандиозное, морское и сухопутное турне, которое объединило оба путеше­ ствия. Причём та, и другая части путешествия должны были проходить по территории, где раньше не бывал ни один цесаревич. План этого грандиозного путешествия задолго до его начала разрабатывался представителями Генерального штаба и Синода. Его составляли воспита­ тель цесаревича генерал Григорий Данилович, которому помогали адмирал Иван Алексеевич Шестаков, географ Александр Иванович Воейков и капитан 1-го ранга Ни­ колай Николаевич Ломен, впоследствии исполнявший обязанности командира фрегата «Память Азова». Собы­ тию этому придавалось огромное государственное значе­ ние, поэтому путешествие готовилось тщательно. Алек­ сандр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и наследник Николай должен был лично присут­ ствовать при начале строительства во Владивостоке. Ну и помимо познавательных целей Николай также должен был пообщаться и установить личные отношения с цар­ ствующими особами государств по маршруту путеше­ ствия. Нелишним будет отметить и то, что любопытной фигурой того времени являлся тибетский врач, крест­ ник царя Александра III, Пётр Александрович (Жамса- ран) Бадмаев (1851—1920), который считал возможным присоединение азиатских стран, в частности Монголии и Тибета, к России через сближение культур. Получив назад в Голландию, а затем оно посетило Вену; до Венеции посоль­ ство не доехало. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz