Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

рала от инфантерии писателя Евгения Васильевича Бог­ дановича писала в своём дневнике 6 ноября 1889 года: «Цесаревич любим в Преображенском и Гусарском пол­ ках, где он служил, но в нём нет грации, он неловок, не умеет встать, говорит же очень приветливо и разви­ вается физически, но не умственно»2. И даже император Александр Ш о наследнике сказал министру финансов Витте в 1892 году: «Да ведь он совсем ещё мальчик, у него совсем детские суждения»3. Но тем не менее к своим 22-м годам этот мальчик по­ лучил обширные сведения в разных областях знания. В программу его образования помимо учебных занятий входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. Для окончательно­ го завершения и отшлифовки образования царь-отец выделил в его распоряжение фрегат (крейсер) «Память Азова» в составе эскадры для путешествия в 1890— 1891 годах на Дальний Восток. Путешествие вокруг Азии и по Сибири После Великого посольства Петра I в Западную Евро­ пу в 1697—1698 годах4, длительные поездки в образова­ тельных целях стали важной частью обучения членов 1Труайя Анри. Николай II. —М.: Эксмо, 2007. 2Богданович А. В. Три последних самодержца. —М.-Л., 1924. С. 104. 3Витте С. Ю. Воспоминания. Детство. Царствования Александра II и Александра III (1849-1894). Том3. —Л.: ГИЗ, 1924. С. 357. 4Согласно повелению Петра I русское посольство направлялось в Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию, Венецию и к папе римскому. Путь посольства следовал через Ригу и Кёнигсберг в Голландию, потом в Англию, из Англии посольство возвратилось 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz