Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

ко спасти миноносец он уже не смог. Смелый выход ко­ мандующего флотом на слабо бронированном лёгком крейсере для выручки погибавшего корабля произвёл сильное впечатление на весь личный состав. В дальней­ шем при каждом случае появления японцев в районе Порт-Артура Макаров немедленно выходил со своей эс­ кадрой в море, чего раньше не делалось. Миноносцы днём и ночью регулярно высылались в разведку. На подходах к базе была организована дозорная служба; проведены специальные мероприятия по защите рейда от прорыва миноносцев противника в районах, посеща­ емых японской эскадрой; были выставлены минные за­ граждения; корабли проводили практические стрельбы. Макаров впервые организовал в широком масштабе систематическое траление1 фарватеров и рейдов перед выходом эскадры. Ранее этому не придавали особого значения. Переоборудованные Макаровым в специаль­ ные тральщики два минных крейсера — «Всадник» и «Гайдамак» —были первыми в мире судами этого типа. Он также разработал таблицу однофлажных боевых сиг­ налов, чем значительно упростил систему сигнализации, составил подробную инструкцию для действий минонос­ цев, как в разведке, так и в атаке, написал специальную «Инструкцию для управления огнём в бою на ходу» и «Инструкцию для похода и боя». Большой его заслугой явилась организация перекид­ ной стрельбы с внутреннего рейда через мыс Ляотешань по японским кораблям при их приближении к Порт-Ар­ туру, а также установка дополнительных береговых бата­ рей при входе в гавань. Все эти весьма важные меро­ 1Траление — поиск и уничтожение обнаруженных мин кораблями (тральщиками). 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz