Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

лом воспитания войск. Тогда физическое воздействие распространено было широко в народном быту, в шко­ лах, в семьях. С 60-х же годов и только до первой револю­ ции телесное наказание допускалось лишь в отношении солдат, состоявших по приговору суда в «разряде штрафо­ ванных».1 В начале ХХ века Российская империя обладала круп­ нейшей сухопутной армией в мире. Её армия мирного времени составляла около 1 020 000 солдат и 60 000 каза- ков.2 Вместе с тем, численность вооружённых сил Рос­ сии на Дальнем Востоке в составе Приамурского военно­ го округа и войск Квантунской области располагала крайне незначительными силами, разбросанными на огромной территории. Они состояли из I и II Сибир­ ских армейских корпусов, 8-ми Восточно-Сибирских стрелковых бригад, с началом войны развернутых в ди­ визии, 68 батальонов пехоты, 35 эскадронов и сотен ка­ валерии, всего около 100 тысяч человек. Гарнизон Порт- Артура составлял около 20 тысяч человек. К началу вой­ ны Транссиб уже действовал, но пропускная способ­ ность его составляла лишь 3—4 пары воинских эшелонов в сутки (через Байкал поезда перевозились на паромах). Строительство кругобайкальской железной дороги ещё только заканчивалось. На Китайскую восточную желез­ ную дорогу было истрачено много денег, но эта дорога, начавшая строиться в 1897 году, к 1904 году обладала мощностью не свыше семи-восьми тяжёлых пар поездов в сутки. Эта мощность особенно недостаточной являлась для участка Харбин — Порт-Артур; по этому участку 1Деникин А. И. Путь русского офицера. — СПб.: Питер, 2015. С. 104-105. 2Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том II. —М.-Л.: Воен- гиз, 1928. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz