Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

ного деятеля. Лекции читались учёными с мировым именем: Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, Ц. А. Кюи, М. И. Драгомировым, В. О. Ключевским, Н. Х. Бунге, К. П. Победоносцевым и другими. Протопресвитер Большого собора Зимнего дворца и Благовещенского в Московском Кремле Иоанн Янышев преподавал цеса­ ревичу историю Русской церкви и инославных1испове­ даний. Впоследствии Янышев в 1894 году, после дачи императором Александром III согласия на помолвку на­ следника с принцессой Гессенской Алисой, ставшей Александрой Фёдоровной, был определён законоучите­ лем последней для перехода в православие. В целом стоит отметить, что Николай особого инте­ реса к учёбе так и не проявил. По воспоминаниям Витте, Победоносцев как-то поделился с ним такой подробно­ стью о прилежании будущего венценосца: когда обер- прокурор Святейшего Синода читал ему свой курс, то видел только то, как Ники прилежно ковырялся в носу. Когда наследнику исполнилось шестнадцать лет, для на­ ставления его в части военных наук были приглашены профессора Академии Генерального штаба —полковник Леер и генерал Пузыревский. Вот, что Ники записывает в своём дневнике: «11-го января 1890 года. Четверг. Зани­ мался с Леером, чуть-чуть не заснул от усталости». «25-го января. Четверг. Утром имел Леера» (именно так!). Зато в субботу 27 января «встал поздно, чем урезал Лееру его два часа»2. Тем не менее, несмотря на эту не слишком серьёзную 1Инославие — принятое в православной традиции обобщённое на­ именование неправославных христианских исповеданий, к которым относятся, прежде всего, католицизм, протестантизм и армяно-григо- рианство. 2Дневник императора Николая II. 1890—1906 гг. —М., 1991. С. 13—15. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz