Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

поставили вопрос о пересмотре судостроительной про­ граммы 1895 года, составленной с учётом дальнейшего усиления флота на Балтике. В ноябре 1895 года было созвано особое совещание под председательством великого князя Александра Ми­ хайловича, которое пришло к заключению о необходи­ мости иметь на Тихом океане достаточно сильную броне­ носную и крейсерскую эскадры, а также незамерзающий порт в Жёлтом или Японском морях на территории ино­ странных государств. До приобретения такого порта со­ вещание рекомендовало часть кораблей, предназначен­ ных для Тихого океана, держать в Средиземном море с тем, чтобы в случае необходимости перебросить их на Дальний Восток. В соответствии с указанием царя руководство Мор­ ского министерства в 1896 году приступило к усилению флота на Тихом океане. Одновременно в Средиземном море постоянно держалась резервная эскадра, предна­ значавшаяся для посылки на Тихий океан. Проведенные мероприятия позволили русскому командованию к нача­ лу 1900 года уравнять силы своего флота с японским на Дальнем Востоке. Однако в дальнейшем, по мере выполнения японца­ ми судостроительных программ, соотношение морских сил на Дальнем Востоке с каждым годом становилось всё более и более неблагоприятным для России. В связи с этим Морское министерство поставило перед прави­ тельством вопрос о разработке дополнительной судо­ строительной программы, ориентированной исключи­ тельно на нужды Дальнего Востока. Такая программа «для нужд Дальнего Востока» была разработана и в 1898 году утверждена. Предусматривалось построить 5 эскадренных броненосцев, 16 крейсеров, 2 минных за­ градителя и 36 эскадренных миноносцев и миноносцев. Выполнение этой программы должно было закончиться 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz