Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.
броненосных крейсера, «Ниссин» и «Касуга», построен ных в Италии для Аргентины. В 1896 году японцы посчитали свою судостроитель ную программу недостаточной и дополнили её. Так, предусматривались постройка главным образом крейсе ров и значительного количества истребителей-минонос цев, а также оснащение оборудованием военно-морских баз и портов, предназначавшихся для обеспечения бое вой деятельности флота в Жёлтом и Японском морях. И в целом японцам удалось достичь поставленной цели. К 1903 году Япония полностью выполнила свои судо строительные программы. При этом основные корабли японского флота —включая 6 эскадренных броненосцев: «Микаса», «Асахи», «Сикисима», «Хацусэ» «Фудзи», «Ясима» и 6 броненосных крейсеров — были построены в Великобритании, во Франции был построен броненос ный крейсер «Адзума», а в Германии — броненосный крейсер «Якумо». Эти корабли по ряду тактико-техниче ских данных (скорость, дальность хода, коэффициент бронирования и так далее) превосходили российские ко рабли соответствующих классов. Японская корабельная артиллерия превосходила рос сийскую по массе снаряда (того же калибра) и техниче ской скорострельности, вследствие чего бортовой залп (суммарный вес выпущенных снарядов) японского Со единённого флота во время боя в Жёлтом море составлял около 12418 кг против 9111 кг у русской эскадры в Порт- Артуре, то есть был в 1,36 раза больше. Стоит также отметить качественную разницу в снаря дах, использовавшихся русским и японским флотами — содержание взрывчатых веществ в русских снарядах ос новных калибров (12, 8, 6 дюймов) было в 4—6 раз ниже. При этом мелинит, применявшийся в японских снаря дах, по мощности взрыва примерно в 1,2 раза превосхо дил пироксилин, применявшийся в российских. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz