Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

в день. Кругобайкальская дорога ещё достраивалась. Япония, напротив, обладала мощным флотом, хоро­ шо организованной и обученной армией. В момент мо­ билизации она могла выставить, по расчётам военных агентов, армию примерно в 375—500 тысяч человек. А та­ кже обладала достаточным транспортным флотом, чтобы одновременно перевозить две дивизии со всем необходи­ мым оборудованием. А от японских портов до Кореи бы­ ло меньше суток пути. Русский флот на Дальнем Востоке представлял собою значительную силу: семь эскадренных броненосцев, че­ тыре бронированных крейсера, семь лёгких крейсеров (в том числе быстрейший в мире крейсер «Новик», с 25— 26 узловым ходом), 25 миноносцев новейшего образца и немалое количество канонерок, посыльных судов и бо­ лее старых «номерных» миноносцев. Русское морское ве­ домство даже считало, что преобладание России на море будет обеспечено. Но это было не так. Действительно, к началу или середине 1905 года, когда были бы готовы суда, строившиеся в Балтийском море, русский флот до­ стиг бы внушительной по тому времени силы пятнадцати эскадренных броненосцев. Но в момент начала войны, Япония имела и в отношении флота заметное численное преобладание: шесть эскадренных броненосцев, шесть бронированных крейсеров, к которым вскоре присоеди­ нились ещё два, —те самые «Ниссин» и «Касуга», кото­ рые миновали Сингапур в момент разрыва дипломатиче­ ских сношений. В отношении лёгких крейсеров, миноносцев, вспо­ могательных судов преобладание Японии было ещё за­ метнее. Япония также имела огромное преимущество в обилии морских баз. У России же их было всего две. При этом почти весь русский флот находился в Порт-Ар­ туре. Эта гавань, со внутренним рейдом, защищённым со всех сторон высокими холмами, в своё время была 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz