Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.
обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Ин тересы России тут столкнулись с интересами Англии, стремившейся расширить свои колониальные владения, и Японии, агрессивная внешняя политика которой ока зывала всё большее влияние на ситуацию в Восточной Азии. В 1891 году Россия начала строительство Транссибир ской железнодорожной магистрали, которой придавалось важное экономическое и стратегическое значение. Про грамма строительства магистрали предусматривала рас ширение внешнего российского рынка, превращение России в крупного экспортёра капитала, развитие тран зитной торговли Запада с Востоком через Россию, а также укрепление дальневосточных границ. Успешное осу ществление этих планов возможно было лишь при сохра нении дружественных отношений с Китаем, Кореей и Японией. Но в 1894—1895 годах разразилась упомянутая Японо китайская война, по итогам которой Япония получила огромную контрибуцию, Ляодунский полуостров с кре постью Порт-Артур, острова Пэнху и Тайвань, а также Китай отказался от протектората над Кореей. Это созда ло непосредственную угрозу российскому Дальнему Во стоку. При поддержке Франции и Германии Россия до билась пересмотра условий Симоносекского договора, и японское правительство вынуждено было вернуть Ки таю Ляодунский полуостров. В том же 1895 году Россия предоставила Китаю заём в 150 миллионов рублей, был учреждён Русско-Китайский банк. В мае 1896 года в Москве был заключён русско-ки тайский договор об оборонительном союзе против Япо нии и о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) через Маньчжурию. Строительство КВЖД велось в 1897—1901 годах. В мае же 1896 года Рос сия подписала договор с Японией о совместном протек 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz