Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

Первым воспитателем Николая и его братьев являл­ ся живший в России англичанин Карл Осипович Хис. Ему будущий царь обязан совершённым знанием ан­ глийского языка, увлечением закаливанием и спор­ том — теннисом, греблей, конным спортом и немного боксом. Французский и немецкий языки преподавали Дюпейре и Гормайер. А Густав Лансон, автор «Истории французской литературы», привил Ники интерес к французской словесности и литературе. При этом он не имел оснований жаловаться на своего ученика, ско­ рее наоборот. Цесаревич живо интересовался классиче­ ской литературой, особенно Мольером, а также Лафон­ теном, Мериме и Гюго. Весной 1877 года по решению царя Александра II официальным воспитателем Ники стал профессиональ­ ный военный педагог генерал Григорий Григорьевич Да­ нилович, который свою педагогическую карьеру начал в Дворянском полку, а затем служил под началом та­ лантливого руководителя военно-учебных заведений Якова Ивановича Ростовцева. В 1860-х годах Данилович принимал участие в реформе военно-учебных заведе­ ний, многие годы возглавлял Второй кадетский корпус. Для цесаревича он составил специальную учебную про­ грамму. Она была одобрена Александром II и включала восьмилетний общеобразовательный курс на основе программы классической гимназии, а также — пятилет­ ний курс высшего образования юридического факульте­ та Петербургского университета и Академии Генштаба. Данилович приучал юного цесаревича к повиновению, к соблюдению дистанции между собою и окружением. Ники любил новенькие книжки и тетрадки, хорошо 2009 . 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz