Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

Регулярное железнодорожное сообщение между сто­ лицей империи Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами Владивостоком и Порт-Артуром было установ­ лено 1 (14) июля 1903 года. По суммарной протяжённо­ сти железных дорог Россия превосходила любую другую европейскую страну и уступала только США, однако по обеспеченности железными дорогами на душу населе­ ния уступала как США, так и крупнейшим европейским странам. При этом бурное развитие железных дорог в на­ чале царствования Николая II (2751 верста в год в 1895— 1899 годах) серьёзно замедлилось. И в 1907—1912 годах было построено только 2952 версты (менее 600 вёрст в год), что явно не соответствовало спросу. Следует также обратить внимание на то, что от 70 до 100% производственных мощностей в большин­ стве отраслей промышленности контролировал ино­ странный капитал, в значительной мере —французский. Франция являлась и основным кредитором, вложившая средства, в частности, в сооружение Транссибирской же­ лезнодорожной магистрали. Английские предпринима­ тели инвестировали добычу кавказской нефти и донец­ кого угля, немецкие — развитие машиностроительных предприятий. К началу XX века иной стала и социальная структура российского общества. Буржуазия составляла незначи­ тельную его часть, к тому же она не играла самостоятель­ ной политической роли. Пролетариат к началу века на­ считывал уже около 17-ти миллионов человек. Его ядро составляли фабрично-заводские рабочие, численность которых достигала до 3-х миллионов человек. Дворян- но-морская база) в Китае на Жёлтом море. Расположен на юго-во­ сточной оконечности Ляодунского полуострова —Квантунском полу­ острове. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz