Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

ного угля возросла в Англии на 22%, в Германии на 52%, в Соединенных Штатах на 61%, в России на 131%. Добы­ ча нефти в России составляла в 1885 году 115 миллионов пудов, в 1900 году —631 миллионов пудов, в 1904 году — 656 миллионов пудов. И в конце XIX века Россия вышла, на первое место в мире по объёму добычи нефти. В начале XX века в России своего промышленного ма­ шиностроения и производства средств производства (станков и оборудования) фактически не существовало. Слабо была развита судостроительная промышленность: за рубежом закупалось порядка 80% всех судов. Посте­ пенно стали развиваться новые отрасли — авто и авиа­ строение. В 1912—1913 годах на Русско-Балтийском заводе началось серийное производство крупных многомотор­ ных самолётов конструкции Сикорского «Русский Ви­ тязь» и «Илья Муромец», представлявшее собой первый реальный шаг к созданию транспортной и пассажирской авиации. Продолкалось строительство железных дорог, сум­ марная протяжённость которых, составлявшая 44000 км в 1898 году, к 1913 году превысила 70000 километров. В 1892 году началось строительство Западно-Сибир­ ской железной дороги. Основными её линиями являлись: Челябинск —Курган, Курган —Омск, Омск —река Обь. Она проходила по территории Оренбургской, Тоболь­ ской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской об­ ласти. В 1897—1903 годах была построена Китайско-Восточ- ная железная дорога (КВЖД), проходившая по террито­ рии Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром1. 1Порт-Артур —портовый город (незамерзающий порт, русская воен- 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz