Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

предприятий Российской империи. В 1912 году заводы «Продамета» выпускали 84% общеимперского объёма производства сортового железа, 81% листового железа, 76% железнодорожных рельсов. В начале XX века был создан синдикат «Трубопрода- жа» (Общество для продажи чугунных труб и устройства водопроводов и канализаций), объединивший восемь трубопрокатных заводов России (Западная группа —три завода в Польше и один в Петербурге, Восточная груп­ па —три завода на Юге России и один в Москве) и охва­ тивший 100% русского сбыта железных труб. В 1903 году создано «Общество для продажи изделий русских зеркальных заводов». В 1904 году — «Общество для торговли русских вагоностроительных заводов» («Продвагон»), к 1912 году имевшее 97% российских за­ казов на вагоны. Аналогичный синдикат паровозострои­ тельных заводов («Продпаровоз») объединил 90—100% общего выпуска паровозов. В 1906 году —«Общество для торговли минеральным топливом Донского бассейна» («Продуголь»), имевшее 75% добычи угля в Донбассе. А также синдикаты: суконных фабрик, льнопромышлен- ников, «Табачный», «Продаруд», «Медь» и другие. К началу 1910 года в России существовало уже 150 синдикатов и иных монополистических объедине­ ний. По абсолютным размерам своего производства Рос­ сия к началу XX века сильно отставала от передовых ка­ питалистических стран, но по темпам развития в 1890-е годы она значительно их превосходила. За десятилетие 1890—1899 годов выплавка чугуна увеличилась в Англии на 18%, в США на 50%, в Германии на 72%, а в России на 190%; в 1880 году Россия занимала в мировом произ­ водстве чугуна седьмое место, в 1895 году — пятое, в 1900 году —уже четвертое, уступая лишь трём назван­ ным выше странам. За то же десятилетие добыча камен­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz