Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
сложные операции: вынимать пулю из тела или состав лять переломанные кости. При лечении они использова ли разные целебные травы, порох, землю и паутину, а также заговоры и заклинания. Например, применяли такой способ: смешивали горилку с порохом и обраба тывали раны. В курительные смеси добавляли разные травы, имев шие большое значение, согласно народным веровани ям. Считалось, что: для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушёные цветы; по лынь помогала успокоить нервы, улучшала остроту зр е ния. Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник жёлтый), который курили казаки-рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде, поскольку сушёные верхушки с листьями и цветами бур- куна содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействи ем. Однако кумарин, угнетает нервную систему и обла дает к тому же ещё и наркотическим, а точнее, галлюци ногенным, эффектом. Поэтому запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после тяжкого боя. Интересное подтверждение этому мы находим на страницах романа Шолохова «Ти хий Дон», когда донской казак Григорий Мелехов, глав ный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил «сухой донник и корешки недозрелого самосада — „дю- 6 “ 1 ека » . Французский историк, военный инженер и карто 1Шолохов М. А. Тихий Дон. —М.: Эксмо,2014. Кн.З. Гл. XXVIII. С.205.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz