Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

встав, умыется тай чаркы шукае». Но, правда, во время военных походов запорожцы избегали пьянства, ибо то­ гда всякого пьяного кошевой атаман мог запросто вы­ бросить за борт лодки. Да и в мирное время любое пьянство запорожский Кош считал пороком и хотя часто безуспешно, но всё же боролся с этим злом, строго за ­ прещая тайные шинки1, как притоны всяких гайдама­ ков и воришек. Особым уважением пользовались на Сечи характер- ники (галдовники, химородники) — так называемые вещуны, колдуны, которые занимались не только ясно­ видением, но и лечением, психотерапией и психофизи­ ческой подготовкой воинов. Характерники с детства и юности обучались у опыт­ ных учителей секретному мастерству общения с приро­ дой, чётко знали и понимали язык растений и камней. Они являлись своеобразными духовными наставника­ ми, хранителями традиций и тайн боевого искусства за ­ порожского казачества. Могли с помощью молитв управлять пространством и временем, владели секрета­ ми обережных заговоров, могли, например, «растворить­ ся» в траве среди чистого поля, стать невидимыми в кроне дерева, слиться с конём, неделями ни есть, ни пить. Характерник мог чувствовать «свою» пулю в полёте и уклониться от неё. По преданию, когда в него летела пуля, у него холодел затылок в этот момент. Раненых казаков характерники лечили, вводя их в гипнотический транс (при этом не давали им спать), напевая определённые песни; это позволяло делать 1Шинок — кабак.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz