Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
бегая слишком большой затраты времени около люльки, предпочитали ей рожок с табаком: «Покы ий наложиш, покы ии запалыш , покы ии накрыиш та покы ий на- смокчишься, ерытычои души, а то смык-дёрг! утёр носа тай и готов!..» А некоторые употребляли и то и другое: «Люлька душу услаждае, а рижок мозок прочищае». Будучи в душе тонкими поэтами и мечтателями, за порожцы всегда выбирали самые живописные и краси вые места для своих временных и вечных жилищ, вле зали на высокие скалы, уединялись в лесные пущи, поднимались на большие курганы и с высоты птичьего полёта любовались ландшафтами и предавались тихим думам и возвышенным размышлениям. Будучи высоки ми ценителями песен, дум и родной музыки, запорож цы любили послушать своих баянов, слепцов-кобзарей, при этом нередко они сами брались за кобзы1 и скла дывали песни и думы. Характерным недостатком запорожских казаков бы ла их страсть к спиртным напиткам. «В пьянстве и бражничестве, — сообщает очевидец, — они стара лись превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие. Нет в свете народа, который мог бы срав ниться в пьянстве с казаками: не успеют проспаться и вновь уже напиваются».2 Сами о себе на этот счёт запорожцы говаривали: «У нас в Сечи норов — хто Отче наш знае, той в раньци 1Кобза — украинский лютнеподобный струнный щипковый музы кальный инструмент с 4 (и более) парными струнами. 2 Боплан. Описание Украины. — М.: Древлехранилище, 2004.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz