Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, писарь, есаул и куренные атаманы. Потом шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хо рунжий и так далее. Войны и суровые условия жизни воспитывали в запо рожских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. В свободное от походов время запорожские казаки любили, лёжа на животах, побалагурить, послушать бай ки других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки, так называемые «носогрейки» или люльки-буруньки (от татарского «бурун» — нос. — С.М.), и попыхивая из них дымком. Люлька для казака первое дело: бывало, принесёт запорожец на Великдень пасху из церкви, по ставит её на стол, а сам скорей за трубку и кличет сыно вей: «А ну-те, сынкы, беритця за люлькы, нехай паска постое, а поросяты кат не визьме». Люлька для запорож ца — родная сестра, дорогая подруга его: он как сел на коня, зараз же запалил люльку да так вёрст шесть, а то и больше всё смолит и смолит и изо рта её не вы пускает. У запорожцев кроме того, что каждый казак имел у себя люльку, была ещё «обчиська» люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами, иногда исписанная надпи сями, вроде «казацька-люлька — добра думка»; из такой люльки уже потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или за мышляло против кого-нибудь поход. Люльки, однако, не исключали и употребления нюхательных рожков: ню- хари были преимущественно старые деды, которые, из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz