Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

держании. Главными иконами запорожцев были иконы Покро­ ва Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова, люби­ мый казачий праздник, был храмовым на Сечи. Икона Покрова считалась воинской защитницей, одновремен­ но она воплощала материнство. Согласно житию Ан­ дрея Юродивого, помещённому в Великих Четьих Ми­ неях, во время осады Константинополя арабами во Влахернском храме явилась Богородица в сопровож­ дении И оанна Предтечи, И оанна Богослова и других святых. Она вышла из царских ворот, сняла с себя омо­ фор (длинное покрывало, спускающееся с головы до пят) и покрыла им присутствующих, спасая от смер­ тельной опасности, и вскоре неприятельские войска действительно отступили. С большим почётом и уважением запорожцы относи­ лись и к святителю Николаю Чудотворцу. Часто совер­ шая путешествия по Чёрному морю, Днепру, Бугу, каза­ ки молились святителю Николаю, видя в нём великого милостивца и сочувствующего человеколюбца. Духовенство играло в жизни Сечи особую роль. Разу­ меется, оно занималось проповеднической деятельно­ стью, но также и просвещением, а при необходимости бралось за оружие, и немало священников показали се­ бя истинными героями в ратном деле. Характерно, что среди основных лозунгов освободительной борьбы украинского народа 1648—1654 годов и предшествовав­ ших ей казацко-христианских восстаний, вспыхнувших после Брестской церковной унии 1596 года1, был лозунг 1Брестская церковная уния — решение ряда епископов Киевской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz