Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

до Таманскаго полуострова. В XIII и XIV веках народ этот в числе других казацких общин, под напором монголо- татар двинулся вверх по Дону и занял земли, входившие в состав Рязанской области, поселившись там своими го­ родками. В XVI веке казаки этой области двинулись вновь на юг и заселили земли по рекам Хопру, Бузулуку и Медведице. Верховые же казаки, в отместку, дразнили низовцев «тумою». Слово «тума» черкесское и означает «метис» или «приблудный». Дело в том, что в жилах ни­ зовцев было немало крови черкесов, татар, турок, греков и калмыков.1 Любопытно отметить, что в казаки принимали всяко­ го. Нужно было только, одно непременное условие — вера в Иисуса Христа. Казаки в своё товарищество при­ нимали и татар, и турок, и греков, даже французы и нем­ цы попадали в казаки и быстро принимали все казачьи обычаи и становились настоящими казаками. — В Христа и в Троицу Святую веруешь? — обычно спрашивали казаки пришлого человека. — Верую, — отвечал пришлый. — А ну перекрестись! И он крестился двуперстно, после чего и татарин, и калмык, и турок-магометанин принимали веру каза­ чью, веру в Истинного Бога и сливались с казаками. Казаки, требуя веры, понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя, даст мужество новому казаку пе­ ренести тяжёлую жизнь среди военных походов и веч­ ной опасности. Отсюда и пошли по Дону фамилии: 1Савельев Е. П. Типы Донских казаков и особенности их говора. — Новочеркасск, 1908. С. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz