Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

став основанием казачества в указанных регионах. Ещё одну волну вынужденных переселенцев в указанные вы­ ше традиционные казачьи регионы Савельев связывает с присоединением в 1520 году к Москве Великого кня­ жества Рязанского и усиленным переселением на Дон рязанских казаков — потомков автохтонного населения Дона. Савельев считал, что этими переселениями был, в том числе, завершён многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения Приазовья и Дона, по­ кинувшего исконные территории и переселившегося в Новгородские и Вятские земли. При движении на Дон с Днепра черкасов, белого­ родских и старых азовских казаков, новгородцы спусти­ лись вниз по этой реке до самого Азова, смешались с другими казацкими общинами и, таким образом, поло­ жили основание Всевеликому Войску Донскому, с его древним вечевым управлением. Новгородцы также за ­ несли на Дон названия: атаман, стан, ватага, ильмень (общее название многих больших и малых озёр) и дру­ гие. Кроме того, многие донские станицы и хутора носят чисто новгородские названия, например, Ярыженская (от ярыжки и ярыга — наёмные люди и бездельники), Багаевская, Раздорская. Присутствие новгородского эле­ мента в донском казачестве сказывается также в архи­ тектуре построек древних церквей, часовень, обычаях, суевериях, свадебных обрядах, вечевом правлении, го­ воре и прочем .1 1Савельев Е. П. Древняя история казачества. — Новочеркасск, 1913-1918. С. 264-267.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz