Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
бравшись на «Дикое Поле», в течение короткого време ни создать стройную и хорошо отлаженную военную си стему, создать такую организованную силу, которая стала грозою соседних татарских царств и могущественной Османской империи; 3) можно ли допустить, чтобы русский крестьянин из какой-нибудь Рязанской или Тамбовской земли сразу сделался ловким казаком-наездником, как только по явился в степи и добыл коня. Чтобы из него, никогда не видавшего моря, вдруг получился отважный морской боец, какими, как явствует из различных источников, предстают казаки. Конечно, наивно это утверждать: слишком уж велика дистанция между казаком и крестья нином. Да и вообще высокие гражданские, духовные и ры царские качества могут развиваться только у народа сво бодного, вольного, самостоятельной жизнью живущего, никогда не знавшего рабства. Из векового раба не со творишь рыцаря, как из тамбовской сивки-бурки не сде лаешь грациозного донского скакуна. По утверждению военного историка, исследователя казачества Исаака Фёдоровича Быкадорова (1882— 1957), эти историки в доказательство своей «теории» не приводят никаких: ни прямых, ни косвенных исто рических документов. Мало того, для этих «теоретиков» является счастьем, что не сохранилось исторических до кументов государств, существовавших в степной поло се — Хазарской империи, Тмутараканского княжества, Золотой Орды, Крымского и Астраханского царств и ту рецкой крепости Азова: архивы, имевшиеся в них, по гибли. Такое же счастье для них, что «архив „главного Войска", то есть столицы Донского Войска, города Чер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz