Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
ных жителей. Сосланным разрешалось «упражняться во всякой свойственной их состоянию работе и даже от лучаться в близкие от Колы места на рыбные и звери ные промыслы». В 1798 году по указу Павла Первого из Новодвин ской крепости на поселение в Колу прибыли ещё три се мьи донских казаков, впавших в иконоборную ересь: Семёна Рящева, Антона Гаврилова и Евстафия Корене ва, всех 10 человек. Кольским властям, «паче всех город ничему», предписывалось, чтоб «ничем и ни от кого» эти люди не были утесняемы, «и не только сурово с ними не обходиться, но стараться всемерно подавать им вся кую в нуждах их помощь... тотчас по прибытии отвести им обывательские в городе квартиры». Главам семей ка заков повелено было выдавать инвалидское жалованье (10 рублей в год).1 Деятельность казаков на Крайнем Севере нашла своё отражение и в народных сказаниях местного насе ления — лопарей. В одной из сказок о лопине-богатыре упоминается старик-казак, живущий вместе с саамами. Казаки упоминаются и как помощники поморов и лопарей на их рыбных промыслах, а также в схватках со шведами, чудью и прочими врагами в трудах писате ля, путешественника и масона Василия Ивановича Немировича-Данченко, например в книге «Страна холо да»2. 1Ушаков И. Ф. Ссылка на Кольский Север в досоветское время. — Мурманск: Книжное издательство, 2007. С.51-52. 2 Немирович-Данченко В. И. Страна холода. Виденное и слышан ное. — СПб., 1877. С .202-204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz