Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
ных ловель и луковые пошлины, с монастыря и с их кре стьян, с крещёных лопарей , и с казаков, которые живут в монастыре, и у варниц, и у мельниц, и на рыбных про мыслах по рекам на заборех и по тонях, и на всяких мо настырских рыбных и звериных промыслах, и с удебных судов на море, и с покрученников отпуску, дани и обро ков имать на них не велено, нигде, ничего... Також и к городовому делу им, в Кольском остроге, стрельцов и казаков и деловых людей давати не велено ж; а коли случится городовое и острожное дело, и им давати шесть человек деловых со всех своих угодий и промыслов»1. Из этого документа следует, что казаки того времени в середине XVII века жили и в Кольском остроге, и в Кандалакше, и во всех Поморских волостях. Кроме того, в нём выделена особая категория «лодейных каза ков», перечислены места расселения казаков, указан род их занятий. В 1613—1615 годах Кандалакшу и тамошний мона стырь дважды разоряли так называемые «литовские и польские черкасы», которые были известны как «во ровские казаки». Эти факты нашли отражение в книге доктора исторических наук, профессора Георгия Георги евича Фруменкова «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья» и в исследованиях краеведа Мурманской области, доктора исторических наук, профессора МГПИ Ивана Фёдоровича Ушакова. 1Акты исторические. Собранные и изданные археографической ко- миссиею. 1645-1676. Том четвертый. — СПб, 1842. С.545—559.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz