Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
кавказской области), либо от турецко-татарского „каз" (гусь), либо от слова „козары" и, наконец, по некоторым изысканиям, слово „козак" — монгольского происхожде ния и означает: „ко" — броня, латы, защита и „зах" — м е жа, граница, рубеж, то есть, в общем — защитник грани цы. По-хивински и бухарски слово это означает „киргиз", да и сами киргизы себя не называют иначе, как казаки; в Туркестанском крае казаки — это прозвище кочевых племён. У татар казаками назывались бессемейные и без- домовые одинокие воины, служившие авангардом при походах и передвижениях татарских орд; они несли пре имущественно разведочную и сторожевую службу. Татар ские казаки служили затем при баскаках, собиравших на Руси дань, а от них постепенно переходили на службу и к русским князьям, которые даже селили их по окраи нам для сторожевой службы; так, например, заселены были в Муромской земле по притокам реки Оки м ещ ер ские или Городецкие казаки. Со временем казаками ста ли называться и русские служилые люди, селившиеся на окраинах государства для сторожевой (станичной) и пограничной (полевой) службы. Со времён Дмитрия Донского на границах появляются казачьи „сторожи" — наблюдательные посты (разъезды) по рекам Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим. Постепенно из таких „сторожей" образовалась по восточной границе Москов ского государства целая линия укреплённых городов, на селённых „городовыми казаками", составившими осо бый класс служилых людей, несших пограничную службу. Верстались в казаки люди всех сословий и, получая в своё пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обяза ны иметь за свой счёт коня и вооружение»1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz