Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
Также у казаков было принято в трудные минуты жизни обращаться к волшебной силе воды своих рек, которые они почитали с особой тщательностью. Так, на пример, в заговоре хутора Золотарёвка Семикаракор- ского района приводится обращение к донским рекам: «Во имя отца и сына. Дон Иванович, Бузулук Сарафон- тович, Медведица Карловна. Все реки столбовые, напол ненные, бегут они сверху донизу, обмывают ветви, ко ренья, крутые берега, жёлтые песка. Обмойте печаль- тоску с его рук, с ног, с буйной головушки, с его ретиво го сердца. Во имя отца и сына. Аминь!». В романе Шолохова «Тихий Дон» приведён полный текст переписываемых казаками воинских заговоров, озаглавленных соответственно как «Молитва от ружья» и «Молитва от боя». Эти заговоры представляют собой относительно целостную коллекцию текстов, объединён ных общей целевой установкой, жанровой природой, надписаниями со словом «Молитва» и рядом перекличек и повторов на уровне лексики и формул. Эти тексты призваны защитить казака от вражеского оружия и соче тают в себе черты заговора и молитвы. Каждый из них заканчивается словом «аминь»; в них встречаются мо литвенные формулы: «Господи, благослови», «Во имя от ца и сына и святого духа», «Святые отцы и небесные си лы, соблюдите меня, раба божьего». Молитвенные тексты помещались в ладанки и вместе с образком и горстью родной земли, зашитой в полотня ный мешочек, составляли охранительный комплекс ка зака. Эта традиция не прерывалась и в советское время. 1998. С. 244.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz