Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

на достаток и благополучие в доме и, как правило, у ка­ заков с этим проблем не было. Казачки были мудрые и сильные женщины и по силе духа ничуть не уступали своим мужьям. А как же могло быть иначе: муж на войне или в походе, а всё хозяйство лежит на ней. Как тут обойтись без Божьей помощи, да никак. Вот и получалось так, что у казаков молитвы и заговоры пе­ редавались из поколения в поколение, отцы наставляли в вере и бесстрашии своих сыновей, а матери передава­ ли знания своим дочерям. Поэтому молитвы и заговоры хранились бережно в каждой казачьей семье. В конце XIX века видный исследователь истории рус­ ской литературы, действительный член Петербургской Академии наук Леонид Николаевич Майков (1839—1900) опубликовал военные заговоры донских казаков из ру­ кописного сборника XVII века. Вот один из таких заго­ воров: «Есть море-океан; на том море-океане стоит столб, на том столбе стоит царь, высота его с земли и до небеси, и от востока и до запада, и от юга и до се­ вера; и тому ж замолвит и заповедает своим языком вся­ кому железу овому и неовому святой мученик Христов Мина Минуй, и всякому страж во страны преподобный Тихон. Утиши всякое стреляние встречу, святой еванге­ лист Христов Лука, неверных людей, моих супостатов. Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пер- нату, а птица в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, раба Божья, всегда, ныне...»1. 1Проценко Б. Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. — Ростов-на-Дону,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz