Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
на достаток и благополучие в доме и, как правило, у ка заков с этим проблем не было. Казачки были мудрые и сильные женщины и по силе духа ничуть не уступали своим мужьям. А как же могло быть иначе: муж на войне или в походе, а всё хозяйство лежит на ней. Как тут обойтись без Божьей помощи, да никак. Вот и получалось так, что у казаков молитвы и заговоры пе редавались из поколения в поколение, отцы наставляли в вере и бесстрашии своих сыновей, а матери передава ли знания своим дочерям. Поэтому молитвы и заговоры хранились бережно в каждой казачьей семье. В конце XIX века видный исследователь истории рус ской литературы, действительный член Петербургской Академии наук Леонид Николаевич Майков (1839—1900) опубликовал военные заговоры донских казаков из ру кописного сборника XVII века. Вот один из таких заго воров: «Есть море-океан; на том море-океане стоит столб, на том столбе стоит царь, высота его с земли и до небеси, и от востока и до запада, и от юга и до се вера; и тому ж замолвит и заповедает своим языком вся кому железу овому и неовому святой мученик Христов Мина Минуй, и всякому страж во страны преподобный Тихон. Утиши всякое стреляние встречу, святой еванге лист Христов Лука, неверных людей, моих супостатов. Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пер- нату, а птица в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, раба Божья, всегда, ныне...»1. 1Проценко Б. Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. — Ростов-на-Дону,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz