Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

Бубны, тарелочки гремять. Красные девицы и барышни, дамы, бабы, — Все они за нами следять». Главное в казачьем военном фольклоре — не сами события (походы, штурмы, сражения), а чувства, настро­ ения самих героев песен, их взгляд на происходящее. Ге­ роев военных песен казаков можно разделить на три группы. Первую группу составляют образы полководцев и командиров, которые часто лишь намечены, даны од­ носторонне. Только в своей совокупности они дают обобщённый образ положительного героя-командира, от которого зависит успех дела. Командир всегда идёт впереди, воодушевляя казаков речами. Он ненавидит врага и не боится его, уверен в силе своей армии, пони­ мает смысл происходящего как защиту Отечества. Ему присуще чувство национального достоинства и патрио­ тизма. В песнях такого плана нашли отражение многие эпохальные события России. Особенно много таких пе­ сен у казаков о легендарном атамане Матвее Ивановиче Платове и Отечественной войне 1812 года. «Славим Платова героя, Победитель был врагам. Победитель был врагам. Слава донским казакам!» Вторую группу героев песен составляют рядовые ка­ заки, урядники, хорунжие, есаулы, предстающие соби­ рательный образ, насыщенный лиризмом. Герои таких песен чаще всего гибнут в бою, их смертью добыта по­ беда, о них вспоминают казаки, возвращающиеся из похода, их хоронят на чужой стороне. Постоянное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz