Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

Песни казаков представляют собой уникальный пласт народного творчества. Они уходят корнями в исто­ рию множества народов. В войске казаков были люди из разных областей ранее большой страны, и их культу­ ры плотно переплелись, создав не имеющий аналогов фольклор. В нём смешаны русские и украинские народ­ ные песни, думы, былины и многое другое. В свою очередь, казачьи говор и манера исполне­ ния песен заметно отличаются от русских своей мело­ дичностью и напевностью. Свои песни казаки не поют, а играют, потому что казачью мелодию нельзя просто исполнить, её необходимо изобразить голосом, душой показать сюжет, сердцем передать содержание. Часто песня начиналась с речитатива — «проговора». Вступающий первым мужской голос определял тональ­ ную высоту песни и её темп. Остальные участники им­ провизационно, каждый по-своему, вели вариант песен­ ного напева. Обычно это четырёхголосие. Протяжные, «тяговые» песни обычно пели без музыкального сопро­ вождения. Наиболее достоверно звучал ансамбль из пя- ти-семи исполнителей. Музыкальные инструменты: гар­ монь, балалайку, скрипку, бубен, флейты, гусли, гудок, колёсную лиру (органиструм) — казаки использовали на танцевальных вечеринках или свадьбах. Переоценить значение песен казаков, любящих свои земли, свои реки, хутора и станицы, воистину, невоз­ можно. Это не просто фольклорный жанр, это подлин­ ный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуа­ ции в стране. В казачьей песне переживается драма рас­ ставаний, смерть казаков: мужей, отцов, сыновей, остав­ шихся лежать на поле брани. Так, например, в песне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz