Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

ным-давно, за много лет до нашей жизни.., Итак, начнём с начала, издалека. Не в пример мно ­ гим другим именам казачье национальное имя показы ­ вает поразительную устойчивость. Из эпохи в эпоху, на протяжении двух тысяч лет, оно изменялось лишь весьма незначительно и потому в наше время обнаружи­ вает чёткую связь с названиями народов, вошедших в общий сплав казачьей народности. Ещё русские историки Василий Татищев и Николай Карамзин не без основания говорили о древности каза­ чьего имени. В казачьем обиходе оно, вероятно, всегда произносилось так же, как и сегодня — казак. Однако разные народы, которым приходилось встречаться с на­ шими предками, выговаривали и писали его не одина­ ково. Например, у греков самое ранее начертание кос- сайи и казахи; у китайцев — кэса, гаойсэу; у тюрков — казак, кайсак; у персов — каззак; у кабардинцев — ка­ зак; у славян — козак, касог, казак. До сих пор нет и однозначного ответа на вопрос о происхождении слова «казак». В разные эпохи его происхождение трактовалось по-разному. Считается, что впервые слово «козак» (cosac) было достоверно зафик­ сировано в известном письменном памятнике куманско- го (половецкого) языка XIII — начала XIV века Кодексе Куманикус (лат. Codex Cumanicus)1 и означало ночную 1Кодекс Куманикус — единственный его список хранится в библио­ теке собора Святого Марка в Венеции. Составлен миссионерами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz