Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

По описаниям, в 1914 году, после молебна священник кропил святой водой не только уходящих на войну каза­ ков, но и их коней. В историческом описании обряда проводов казаков на германскую войну имеются траги­ ческие сцены, когда казачонок просит коня, чтобы тот привёз отца живым и когда жена, предчувствуя скорую разлуку с мужем, плачет над его конём. Представления о связи казака и коня отразились при толковании при­ мет, снов и в гаданиях. Существует донская примета: ес­ ли приснился казак без коня, то он (казак) или в плену, или с ним случилось несчастье. Встречались у казаков и особые кони, необыкновен ­ ные, с даром артистизма. Бывалоча, подойдёт такой конь к казаку, а тот его и вопрошает: «А ну покажи, ро ­ димый, как ты меня любишь?» И его верный четвероногий друг тут же снимает с ка­ зака губами фуражку и, опустившись на одно колено, кланяется ему, вызывая восторг и восхищение окружаю­ щих станичников. Казак умел не только лихо управлять лошадью, но и знал, как ухаживать за ней. Вставал рано: поил ло ­ шадь, кормил, чистил её, обмывал копыта и осматривал подковы — целы ли они и хорошо ли держатся. Каждый казак помнил — чистка для лошади очень важна, потому что лошадь дышит не только лёгкими, но и кожей, через имеющиеся в ней поры. На Дону свято соблюдали обычай: по окончании торжественной службы на Пасху заходили в конюшню и пасхальным освещённым яйцом оглаживали лошадей, чтобы они были гладкие и справные. На праздник свя­ тых Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей, в конюшне вешали иконы с изображением

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz