Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

правиться на поиски на следующее утро. А есаульский конь всё это время возле своего хозяина находился. И когда солнышко зашло, конь облизал его рану, есаул открыл глаза, но встать не смог, поскольку очень силь­ ное было ранение. Тогда конь опустился передними ко­ пытами на колени рядом с хозяином, но есаул всё равно не смог влезть на него. Тогда конь полностью лёг, и ка­ зак смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрёл в сторону своей части. Казаки в это время отды­ хали после сражения. Вдруг слышат — кто-то идёт в тем­ ноте. Они насторожились, прислушиваются. И один ка­ зак пригляделся и радостно закричал: «Братцы, да ведь это же конь нашего есаула!» Глядят казаки, а на спине коня лежит еле живой их командир. Бережно сняли они его и отнесли к доктору. Вот так спас конь своего хозяи­ на от верной смерти. В мирные же дни казак со своим конём участвовал в конных состязаниях, джигитовал, удивляя зрителей своей ловкостью и сноровкой. Конь входил в семью ка­ зака, был тесно связан с его бытом. Казак любил коня, как члена семьи, как связь с домом. Ещё в прошлых веках казаки верили в способность коня добираться домой. В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирался на Дон, прямо на двор своего хозяина. Тут и начинались по казаку слёзные причита­ ния престарелой матери или молодой жены. Конь находился в тесной связи со своим хозяином, поэтому возникло большое количество примет и гада­ ний. Это объясняется характером казачьей службы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz