Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папа­ хи похожие на конус с коротким мехом. При этом можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — чёрного цвета. Следует отметить, что донские папахи — с красным верхом и вышитым на нём крестом, символизируют пра­ вославную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских казаков верх папахи синего цве­ та. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских и Иркутских казачьих частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти и с длинным ворсом. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полно­ правную принадлежность к станичному обществу. Осо­ бую роль папаха или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе (фуражке). Снималась папа­ хи во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для выступления на Круге казак поднимал свою шапку над головой на шашке. Если есаулец нахлобучивал её обратно — значит, говоривший лишался слова. Перед избранным атаманом шапки снимали, а атаман свою на­ девал. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать па­ паху, когда кого-то о чём-то просят, единственное ис­ ключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитыва­ ет» человека, заставляя его «не гнуть спины». Серьёзным оскорблением считалось сбить папаху с головы казака. Если же в пылу спора один из оппонен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz