Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
сон шапок встречался ещё в конце XVIII века. В XVI—XVIII веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В те времена они были редкостью, так как смушка — кара куль на Дону не изготовлялся. Такие шапки обычно яв лялись боевыми трофеями. Впоследствии донцы покупа ли смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Ата ман трухменку гнёт» — то есть, снимая её перед Кругом, просит слова. Традиционно папаха у казаков представляет собой барашковую шапку с суконным верхом. Казаки носили и носят папахи разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие — с конусообразным верхом. Дон цы и запорожцы в XVI—XVII веках снабжали свои папа хи суконным тумаком (колпаком), падавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной кар кас или иной твердый предмет, для защиты головы от ударов шашки или сабли. В соответствии с приказом по Военному Ведомству № 305 от 13 ноября 1892 года папаха делалась двух раз меров: а) более высокая — для казачьих войск: Ураль ского, Амурского, Забайкальского и Уссурийского; и б) менее высокая — для Донского и остальных казачьих войск. Размеры эти, измеряя снаружи, в отделке были следующие: 1. Папаха более высокая: от вершины колпака до ме ховой тульи — 1 3/4 вершка; вышина (ширина) меховой тульи (опушки) — 4 вершка; вышина всей папахи — 5 3/4 вершка. 2. Папаха менее высокая: от вершины колпака
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz