Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

справы (формы) казака даже в мирное время. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы штанов шири­ ной в отделке 6,6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются по краям ниткой, соответствующей цвету лампаса. У терских казаков вместо лампаса кант — 1—1.5 см шириной. Донские и енисейские казаки носили красные лампа­ сы; у кубанских казаков нашивался алый кант; амур­ ские, астраханские, забайкальские и уссурийские казаки носили жёлтые лампасы; уральские казаки носили мали­ новые лампасы; оренбургские казаки — светло-синие лампасы; сибирские казаки — алые лампасы, а терцы — светло-синий кант. При этом иногородним носить штаны с лампасами строго воспрещалось. Принято считать, что казачьи лампасы были введены впервые атаманом Платовым, однако лампасы обнару­ живаются и на старинной казачьей одежде и даже на одежде половцев, и ещё раньше — скифов. Казачья одежда. Создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар (кочевников). Делится на культурные ареалы в зависимости от каза­ чьего войска (донского, кубанского, терского, уральско­ го и прочего). Главными частями мужской одежды ка­ заков являлись: бекеша (пальто), чекмень1, китель, 1Чекмень — традиционный элемент верхней одежды казаков. Представляет собой присборенный у талии кафтан без воротника. Являлся форменной одеждой практически всех групп казаков. Не но­ сили чекмени только терские и кубанские казаки. У них этот элемент одежды заменяла черкеска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz