Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

тания и наказания казаков. Во все времена получить нагайку в подарок счита­ лось особой честью. Роль нагайки в жизни семьи начи­ налась с самого раннего периода. Ещё до свадьбы неве­ ста дарила нагайку своему будущему мужу в качестве символа передачи власти над ней. Иногда это делал отец невесты, благословляя тем самым молодых на дружную и долгую семейную жизнь. После свадьбы нагайку ве­ шали на левый косяк двери. Это символизировало за ­ щиту дома казаком от нечистой силы и лихих людей. Та­ кже это означало: да убоится жена мужа своего, то есть жена должна почитать и уважать своего супруга. Ещё одна семейная традиция была связана с гостя­ ми. Казаки всегда отличались своим гостеприимством и хорошим отношением к гостям. И когда в дом входил уважаемый человек или старец, под ноги ему бросали нагайку как знак почтения. Гость поднимал её и трижды целовал хозяина дома. Этот ритуал соединял гостя и хо­ зяев, и считалось, что после этого пришедший уже не мог навредить принимавшей его семье. Посох являлся символом старости и мудрости. Его носил обычно судья. Члены совета старейшин сидели, опершись на посох. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию. Папаха, поднятая на посохе, — особо важное сообщение. Погоны — часть казачьей одежды, носились казака­ ми до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офи­ церам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно. Единая система всех чинов в казачьих войсках была введена в 1828 году при императоре Николае I. При этом даже будучи частью Русской императорской армии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz