Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

ществует большое число ведунов, знахарей, «бабушек», которые лечат не только травами и другими средствами, но также заговорами и прочими «магическими» приёма­ ми... Кубанский историк Фёдор Андреевич Щ ербина (1849—1936), детство которого прошло в станице Ново- деревянковской , вспоминал: «В станице не было ни вра­ ча, ни фельдшера, ни вообще какого-то намёка на меди­ цинскую помощь. В таком же положении находились и ближайшие станицы, и рассчитывать на медицинскую помощь, даже со стороны, было немыслимо. Лечили же всех и от всех болезней знахарки или, как называли их у нас в станице, шептухи — толстая и неповоротливая баба Терпилиха, бойкая и проворная баба Чепижиха, скромная и богобоязливая баба Вариводка и другие. Ка­ кая из них была искуснее во врачевании, трудно было сказать; каждая из них имела свою специальность и ле­ чила с проблематичным успехом. Вариводка хорошо ле­ чила тёплыми припарками и настоями трав вывихи и ло ­ моту; Чепижиха — „корчий“ или лихорадку, а Терпилиха врачевала от „переполоха", сиречь от испуга и наважде­ ния».1 С помощью заговоров на Дону и Кубани лечили сглаз, порчу, переполох, свих, простуду, кровотечение, зубную боль, опущение желудка, тоску, килу, бельмо, змеиный укус и прочее. Непременным условием при 1Щербина Ф. А. Собрание сочинений. Серия I. Неизданные сочи­ нения: в 6 т. — Т. 1. Пережитое, передуманное и осуществленное: в 4 т. — Т. 1. / Сост., науч. ред., вступ. ст. В.К. Чумаченко. — Канев­ ская; Краснодар; Москва, 2008. — 504 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz