Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
ли, чтобы всё это было развязано, иначе «на том свете он будет связанный». Правую руку покойного клали сверху — «чтобы мог креститься», в левую руку клали крест, «рукописание» (отпускную молитву), иногда све чу, освящённую вербу. На покойника надевали только новую одежду. Нательное бельё шилось руками. Гроб на кладбище несли на руках родственники покойного. Священник отпевал умершего дома или в церкви и на кладбище. Хоронили на третий день. В день похо рон справляли поминки, а также на 9-й и 40-й день и в годовщину смерти. На поминках ели только ложками, вилок и ножей не подавали. Если человек умирал в пост, то готовили постную поминальную еду: варили уху, делали котлеты из рыбы, пекли пирожки с капустой, подавали чай и компот. Обязательно варили кутью (сладкую кашу, ко торую обычно готовили из целых зёрен пшеницы или другой крупы, риса с добавлением мёда, изюма). Если человек умирал в обычное время, то готовили домаш нюю лапшу из курицы или борщ с мясом, варили яйца, делали котлеты мясные, пекли пирожки с мясом и по видлом. Подавали также компот или чай. Всех, кто был на кладбище, приглашали на обед. Все входящие во двор обязательно мыли руки за калиткой. Когда уми рал ребёнок, в церкви звонили высоким звоном , если пожилой — басовитым, низким звоном. Приближение смерти казаки связывали с некоторы ми приметами. Считалось, что непременно быть страш ной беде, если икона упадёт на пол, треснуло зеркало, завоет без причины собака или курица закричит пету хом. Перед смертью необходимо было причаститься. Также, чувствуя приближение смерти, станичники ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz