Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

ла гигиены, приспособленные к местным условиям. Так, в пустынях, где не было воды, казаки каждые три дня на походе прожаривали одежду на солнце или над ко­ стром, при отсутствии воды устраивали «сухую баню» — валялись в мелком песке обнаженные и обтирались су­ конкой на ветру. Брились казаки даже в условиях окоп­ ной войны. При отсутствии мыла и горячей воды брились «свинячьим способом» — отросшая на щеках щетина подпаливалась и стиралась мокрым полотенцем. Но это касалось в основном молодых и неженатых казаков и ка­ заков гвардии, которые носили только усы. Женатые ка­ заки носили, как правило, бороду. Борода тщательно подстригалась и подбривалась. Особый фасон казачьей бороды обуславливался способом бритья. Раньше казаки брились шашкой. Шашка подвешивалась за темляк, и ка­ зак брился лезвием у боевого конца. Поэтому бритыми были три плоскости: щёки и шея под подбородком. Так брились до того момента, пока «опасная бритва» не во­ шла в обязательный набор казачьего снаряжения. По стародавней традиции многие казаки носили в ухе серьгу. Этот обычай у казаков связан с военной стороной жизни. Но не все казаки имели право носить серьги. Серьга в ухе казака указывала на роль и место его в роду. Так, серьга в левом ухе означала, что он один сын у одинокой матери, серьга в правом — последний мужчина в роду, где не было наследников по мужской линии, а если у казака было по серьге в левом и в пра­ вом ухе — это означало, что он единственный ребёнок у родителей. Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае бы ­ ли серебряными. Серьга считалась оберегом и в то же время выполняла вполне практическую миссию: коман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz