Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

лись большими пиршествами и влекли за собой значи ­ тельные расходы для родителей жениха и невесты. Внешний вид казака. В старину казаки носили боро ­ ды, волосы на голове подстригали в кружок. Запорож ­ ские казаки предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишь прядь волос — длин­ ный чуб, который называли оселедцем1 (от слова «се­ лёдка»). Считалось, что казак не зря отращивал себе осе­ ледец. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими ду­ ши. Но вместе с тем они полагали, что казачий чуб по­ может им выбраться из ада. Ходило поверье, что попав­ шего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь Бог и спасти от адских мук. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы воло­ сы смахивали нечистую силу, которая, якобы , сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на неправедные поступки. Кубанские и терские казаки головы брили или же ко­ ротко стригли волосы. В гвардии нижним чинам было положено носить бороду. Во второй половине XIX века у донцов стало модным выпускать с левой стороны из- под папахи или фуражки взбитый кверху чуб. В каждом казачьем войске существовали свои прави­ 1Подобная причёска издревле была принята у древних гуннов, ха­ зар, печенегов, половцев и других кочевников Великой степи. Лев Диакон, лично видевший киевского князя Святослава Игоревича, свидетельствует, что «голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности ро­ да».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz