Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

ка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка при­ поднимали головной убор и с рукопожатием справля­ лись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Ка­ зачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой. При входе в хату (курень) казаки крестились на образа, предвари­ тельно снимая шапки, то же самое делали и при выходе. Стоит также отметить, что у казаков не принято обра­ щаться к священнику по имени-отчеству, его называют полным именем — так, как оно звучит по-церковносла- вянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», «отец Леонид», «отец Иоанн» (ни в коем случае не «отец Иван»! ) либо (как это принято у большинства церков­ ного народа) — «батюшка». К диакону также обращают­ ся по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Со священником не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте», «привет», а обращаются «благословите, батюшка!» Поздороваться со священни­ ком за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой при­ нимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку. Батюшка, осеняя верую­ щего крестным знамением, произносит: «Бог благосло­ вит» либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и кладёт свою правую, благословляющую руку на ладо­ ни верующего. В этот момент казак (казачка), получаю­ щий благословение, целует руку священника. Иногда бывает, что целование руки приводит в смущение неко­ торых казаков. Однако смущаться этому не следует: мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz