Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

нию помощи и требовать соблюдения некоторого этике­ та (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться). В присут­ ствии старшего не разрешалось сидеть, курить, вступать в разговор без его разрешения и тем более — непри­ стойно выражаться. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, дра­ ках слово старика (старшего) являлось решающим и тре­ бовалось немедленное его исполнение. Да и вообще у казаков, особенно у донцов и кубанцев, уважение к старшему являлось внутренней потребностью. Так, на Дону и Кубани даже в обращении редко можно услы­ шать — «дед», «старый» и прочее, а обычно ласково произносили «батя», «батько». Наряду с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Польский хронист Анджей Китович, исследователь казачества, писал: «В любой Се­ чи можно было оставить мешочек денег на улице — он останется на своём месте». Накормить и угостить своим вином прохожего счита­ лось священным долгом каждого казака. Уважительное отношение к женщине: матери, жене, сестре — обуславливало понятие чести казачки, по по­ ведению которой мерилось достоинство мужчины. В се­ мейном быту взаимоотношения между мужем и женой строились по христианскому учению (священному писа­ нию): «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, а жен­ щина — в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz