Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

сом. В прошлом даже иностранные путешественники в России никогда не путали донского казака с велико­ россом или малороссом. У казаков сложился свой опре­ деленный генотип, хорошо известный и описанный в дореволюционной этнографической литературе, когда разделение на казаков и неказаков было распростране­ но как на уровне будничной сознательности, так и среди учёных-этнографов. Не случайно до революции в метри­ ческих книгах и в первые годы советской власти в офи­ циальных документах в графе «национальность» каза­ кам так и писали — «казак». Можно бесконечно много говорить об истории и культуре казачества, о его роли в истории России. Но бесспорным остаётся одно, без казаков Россия не была бы той, какой мы её знаем. Конечно же, многие казаки имели претензии к госу­ дарству, а государство имело массу претензий ко многим казакам из-за их рода деятельности. Поэтому вовсе не удивительно, что казаки принимали активное участие во многих народных выступлениях, казачьи атаманы становились во главе многочисленных крестьянских войск, как например Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв. Но такие выступления всегда сопро­ вождались расколом внутри самих казачьих сообществ. Степана Разина схватили и выдали царским войскам донские казаки, а разбитого Емельяна Пугачёва — яиц- кие казаки. В 1671 году, после разгрома восстания Степана Рази ­ 2 Ортодоксия — твёрдость в вере или следовании какому-либо уче­ нию или мировоззрению, поддержка принятых позиций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz