Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
го обстоятельства казачьи войска крепко и всеми сила ми держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплины. Между тем, будучи православными христианами, ка заки, относили себя к особому народу, и так было на протяжении веков, вплоть до упразднения казачества большевиками. Наглядным примером тому может слу жить эпизод, описанный Михаилом Шолоховым в пер вой книге романа «Тихий Дон» в том месте, когда на мельнице вспыхнула драка между казаками и «хохла ми». Когда еврей Штокман попытался втолковать каза ку, что они оба русские и что казаки от русских произо шли, тот резко усомнился и заявил: «Брешешь!.. А я тебе гутарю — казаки от казаков ведутся, и затем добавил с обидой: Ишь, поганка, захотел в мужиков переде лать!»1 Этот литературный диалог взят Шолоховым из на родной среды и реально отражает отношение казачества к своим корням. Такие рассуждения на первый взгляд могут показаться примитивными, но нужно понимать особые устои казачества, его самобытность, которые за ставляли казаков всегда считать себя отдельным наро дом. Безусловно, в описанном случае Шолохов никако го художественного вымысла не допустил, примерно так относятся к своему происхождению и нынешние казаки. Всё это потому, что казачество по всем канонам орто доксии2 является отдельной народностью или субэтно 1Шолохов М. А. Тихий Дон. — М.: Эксмо, 2014. С. 153.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz