Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

го обстоятельства казачьи войска крепко и всеми сила­ ми держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплины. Между тем, будучи православными христианами, ка­ заки, относили себя к особому народу, и так было на протяжении веков, вплоть до упразднения казачества большевиками. Наглядным примером тому может слу­ жить эпизод, описанный Михаилом Шолоховым в пер­ вой книге романа «Тихий Дон» в том месте, когда на мельнице вспыхнула драка между казаками и «хохла­ ми». Когда еврей Штокман попытался втолковать каза­ ку, что они оба русские и что казаки от русских произо ­ шли, тот резко усомнился и заявил: «Брешешь!.. А я тебе гутарю — казаки от казаков ведутся, и затем добавил с обидой: Ишь, поганка, захотел в мужиков переде­ лать!»1 Этот литературный диалог взят Шолоховым из на­ родной среды и реально отражает отношение казачества к своим корням. Такие рассуждения на первый взгляд могут показаться примитивными, но нужно понимать особые устои казачества, его самобытность, которые за ­ ставляли казаков всегда считать себя отдельным наро­ дом. Безусловно, в описанном случае Шолохов никако­ го художественного вымысла не допустил, примерно так относятся к своему происхождению и нынешние казаки. Всё это потому, что казачество по всем канонам орто­ доксии2 является отдельной народностью или субэтно­ 1Шолохов М. А. Тихий Дон. — М.: Эксмо, 2014. С. 153.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz