Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
и в облике этих вольных рыцарей — статных и смуглых от степной жары, с лихо заломленными на голове папа хами, с лихим чубом. Причём с этой казачьей традицией связана следующая история. Как-то царь Николай I, все гда лично регламентировавший воинскую форму вплоть до мельчайших деталей, во время своей поездки на Кав каз увидел линейного казака, сдвинувшего папаху на бок. Царю это дюже понравилось, и в 1848 году родился указ, предписывающий чинам Кавказского корпуса «ра ди лихости» — носить шапки «немного на затылок, с на клоном на правую бровь, так, чтобы левая сторона чела наискосок была открыта»1. Так, благодаря этому указу, казачий обычай носить головные уборы набекрень был официально узаконен. Испокон веков казаки никогда не знали рабства — отсюда их первое и главное достоинство: чувство внут ренней свободы. Вместе с тем отличительной чертой ка зачьих общин и казаков всегда была присущая им лю бовь к порядку. Гармоничное сочетание этих двух начал, внутренней свободы и порядка, всегда делало из каза ков самую верную опору, самый надёжный оплот здоро вой государственности. На государевой службе казаки обрели расцвет, ду ховный взлёт, проявили блеск удали и дерзкой отваги, самоотверженность и верность присяги. Оставаясь вольным и гордым в самом себе, казак растворялся в семье, станице и в родном войске, ярко выражая свою личность — глубокую и религиозную. В силу это 1 Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII — начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988. С.61.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz