Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.
повлияло на осознание им общности своей судьбы с судьбой России. Казаки всегда считали себя неотде лимыми от русского народа, а казачьи земли от России. Фольклорное определение казака как народного за щитника от всякого окаянного супостата соответствует историческим представлениям о казачестве как части славянского народа, как о выдвинутой вперёд мощной боевой дружине, охраняющей русские земли и при умножающей их своей военной доблестью, храбростью и отвагой. Казаки почти непрестанно воевали. И казачьей кро вью обильно окрашены и камни Финляндии, и подсту пы к Царьграду, поля Польши, Германии, Франции, Италии, горы Швейцарии, просторы Маньчжурии, от их крови червонела вода и в Балтике, и в Чёрном море, и в Тихом океане. От берегов Дуная и Днепра, по степям Дона, Кубани, Терека, Нижней Волги, Урала и далее на Восток, по дебрям Сибири до Амура, Кам чатки, Сахалина и Курил, по меже великой современ ной России казаки первыми проложили заветную чер ту, через которую уже не суждено было перешагнуть соседним народам. В истории казачества можно увидеть и преданную службу Отечеству, и волю, освящённую идеями право славия, и первопроходцев, чьими усилиями разрасталась и укреплялась Русь. Сердцевина казачьей натуры и символ веры этого бесстрашного воинства сконцентрированы в том непо вторимом воинском кличе, с которым они обращались к сынам своего казачьего племени перед очередным по ходом: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен ным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz