Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

гллел третья, ратные дела клзакое Казаки не только стояли на страже границ, но и про­ тивостояли духовной экспансии. Потому изначально каждое казачье войско — это по сути военно-духовный орден, и только в этом качестве видели казаки смысл своего пребывания на земле. Неслучайно прославлен­ ный генерал Корнилов, обращаясь ко всему казачеству в 1918 году, заявил: «Казаки, рыцари земли русской!» Для казаков всегда чётко определялся друг и враг: Русь (Россия) — это свои — православные; мусуль­ мане — Крымское ханство, Ногайская орда, Османская империя и католики — Речь Посполитая (Польша и Литва) — это враги. Таковыми казаки были во все века. Ещё византийский историк Никита Хониат (1155— 1213) называл бродников «презирающей смерть ветвью русских». Несколько позже правивший в малолетство Дмитрия Ивановича (Донского) московский митропо­ лит святой Алексий (около 1300—1378) за двадцать лет до Куликовской битвы послал своё благословение в 1360 году всем христианам, обретавшимся «в преде­ лах Червлёного Яру и по караулам возле рек Хопёр и Дон». И мы уже говорили, что казаки перед Куликов­ ской битвой преподнесли Великому князю Дмитрию Ивановичу икону Донской Божией Матери и храбро сражались вместе с ним против полчищ Мамая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz