Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II крестовых походов в Константинополь было доставлено много ре ликвий, выдававшихся за кровь Христа»1. По преданию, первым, кто доставил капли крови Господней в хрустальном флаконе в английский город Гластонбери, был праведный Иосиф Аримафейский, спасав шийся от преследования иудеев. Позже из Константинополя капли Крови попали в европейские страны: Италию, Францию, Голландию, Бельгию, где хранились в ре- ликвариях католических аббатств. Но в XVI в., как раз в интересую щий нас период, началась так называемая Реформация и еретические учения Лютера и Кальвина захлестнули христианский мир Европы. Многие аббатства были разграблены, а христианские святыни и релик вии поруганы. Однако свойственный Европе практицизм проявился и в этой истории. Голландские купцы быстро сообразили, что имеется обширная территория православной России, где все не нужное теперь для протестантской церкви (утварь, колокола, реликвии) можно сбыть с выгодой для себя, в том числе и на Русском Севере. «Кальвинисты особенно зверствовали в районе Лиона и Антверпена»2. Подтверждение этому находим в сообщении немца Генриха Штадена 1577 г.: «Сюда (в Колу) голландцы и антверпенские торговые люди при везли несколько сот колоколов, которые были взяты из монастырей и церквей, и всякого рода церковные украшения - венчики, светильники от алтарей, медные решетки хоров, церковные облачения, кадильницы и многое множество подобных вещей»3. А ведь именно голландцы, как мы хорошо знаем, частые гости в Монкенфьорде и главные партнеры по торговле с Печенгским монастырем в то время. Именно в монастыре было удобнее всего сбыть с хорошей выго дой реликвии из разграбленных католических сокровищниц. Таким холодным и расчетливым купцом из протестантов предстает посе щавший преподобного Трифона голландец Салинген. Его протестант ское маловерие хорошо проявилось во многих местах его донесений, таких, как, например: «Они рассказывали, как святые мужи Зосима и Савватий построили на острове монастырь Соловки, с различными прикрасами, которые я счел за басню»4. Эту духовную беду хорошо чувствовал и Трифон Печенгский и «от тамо близких стран от лютерския и калвинския ереси и от рас- 1 Тардже Дж. Мир паломничества. М., 1998. С. 32. 2 Ягелло В. Обозрение истории Церкви. Париж-СПб., 2004. С. 23. 3 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. С. 63. 4 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 302. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz