Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства «Я почтил гроб Господень и как мог ключаря поблагодарил, дав ему нечто малое. Он же, видя любовь мою ко гробу Господню, отодвинул доску в головах гроба и, взяв небольшой святой камень, подарил его мне, запретив кому бы то ни было в Иерусалиме об этом говорить»1. Что касается рассматриваемого нами исторического периода, то в XV в. мы находим описание паломничества в Иерусалим, совершенно­ го в 1466 г. неким «гостем (купцом) Василием»: «Мы видели то место, где распяли Христа, и гора расселась от страха Его, и изыде кровь и вода до главы Адамовой. Оттуда сошли мы, где лежала Адамова го­ лова, и поклонились там»2. Несомненно, камни от горы Голгофы являлись святыней, и паломни­ ки вполне могли приносить их с собой, возвращаясь в родные места. Другим местом поклонения, связанным со священным камнем, яв­ ляется Гефсиманский сад, где на камне в ночь перед распятием Господь изливал свою скорбь в Молении о Чаше. В IV в. над этим камнем была построена «прекрасная церковь», которая просуществовала до VIII в., «когда была разрушена землетрясением»3. В 1870 г. эти места посетил иеромонах Арсений, подробно описавший место Моления о Чаше: «Сохранилась лишь П-образная стена, в основании лежит большой самородный камень, с жилками красноватого или кровяного цвета как бы в память совершенного тут подвига, во время коего капли пота Спасителя были „как капли крови, падающие на землю” (Лк. 22, 44)»4. Таким образом, камень лежал свободно, и частицы его наверняка уво­ зились паломниками как святыня из Палестины5. Так, например, в завещании преподобного Нила Сорского упоми­ нался «Крест большой, что в нем камень страстей Господних...»6. В 1656 г. Патриарх Никон для созидаемой им Крестной обители на Белом море «устроил для нее большой крест из кипарисного дерева... и внутри его положил до 300 частиц святых мощей мучеников с час­ тицами чтимых палестинских камней»7. Теперь поговорим о «Святой и Предражайшей Крови, излиянной за искупление всех». Оказывается, в средневековье возможность сущест­ вования подобной святыни удивления ни у кого не вызывала. «В эпоху 1 Житие и хождение Даниила, игумена земли Русской. М., 1999. С. 44. 2 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 4. С. 299. 3 Беляев Л. Христианские древности. М., 1998. С. 66. 4 Путеводитель во святый град Иерусалим. М., 1898. С. 80. 5 В наше время это стало уже невозможным - в 1924 г. над камнем построен экумени­ ческий храм «Всех наций». 6 Рукописная библиотека Троицко-Сергиевой Лавры, XVI в., № 188, л. 18 (цит. по: Ар­ хангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. С. 44). 7 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 7. С. 133. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz