Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
на следующий абзац, посвященный проповеди Евангелия среди лопарей: «А потом, разумея духом просвещенным, показывал им дивный всех про свещающий камень Господа Иисуса Христа и пребезценное сокровище - Его Святую и Предражайшую Кровь, излиянную за искупление всех». Воспринимается все это как полная нелепица, вводившая в иску шение весьма почтенных историков. «Так и хочется воскликнуть: ну, не мошенник ли!? Но как-то неудобно по отношению к «святому», видимо «праведник» Трифон считал возможным ради достижения своей цели идти на подлог», - так, к примеру, воспринимал этот абзац в Житии известный историк Крайнего Севера профессор И. Ф. Уша ков1. Так что не случайно во всех более поздних редакциях Жития этот эпизод просто опускался как бессмысленный. Никак не поясняет это место и автор последней редакции Жития, не дерзнувший выкинуть эту подлинную, живую деталь из «книжек са мовидцев», но также не имея каких-либо соображений на этот счет. Интересное наблюдение дает в своем исследовании В. В. Калугин. В ряде рукописных изложений Жития в этом эпизоде появляется срав нение Трифона с преподобным Варлаамом Индийским («яко вторый Варлаам»2), который, предлагая царевичу Иоасафу «камень драгий», имел в виду преподать тому учение Христово3. Скорее всего, эти реми нисценции на древнейший переводной памятник «Повесть о Варлааме и Иоасафе», известный на 30 языках мира (его древнерусский перевод был сделан не позже начала XII в.), являются поздними редакторскими вставками-пояснениями, и упомянутый камень-реликвия, так же как и «кровь Христова», изначально все же имели материальное измерение. Среди исследований последнего времени мы лишь однажды встре чаем объяснение этого факта: «Он показывал северянам священные реликвии: «просвещающий камень Иисуса Христа и Его кровь». Обыч но такие реликвии встречали на своем пути паломники, совершавшие далекие хождения в Палестину»4. Попытаемся отстоять правдивость «самовидцами писанного» рассказа о священных реликвиях Трифона. В истории Русской Православной Церкви самым первым палом ником, оставившим нам описание Святой Земли, был игумен Даниил. В его «Хождении» (1106-1107 гг.) есть пример того, как могли обретать ся священные реликвии, и в частности «камень Господа Иисуса Христа». Глава II 1 Ушаков И. Ф. Кем был Трифон? Отзыв на статью Жданова В. П. «Разбойник или пра ведник» // Рыбный Мурман. 13 октября 1989 г. (рукопись от 8.11.89 г.). 2 Житие Трифона Печенгского, XVIII в., РГБ, Музейное собрание, ф. 178, № 9533. 37 Л. 3 Калугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности... С. 435. 4 Белоброва О. А. Житие Трифона Печенгского (Кольского) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 338. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz