Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

на следующий абзац, посвященный проповеди Евангелия среди лопарей: «А потом, разумея духом просвещенным, показывал им дивный всех про­ свещающий камень Господа Иисуса Христа и пребезценное сокровище - Его Святую и Предражайшую Кровь, излиянную за искупление всех». Воспринимается все это как полная нелепица, вводившая в иску­ шение весьма почтенных историков. «Так и хочется воскликнуть: ну, не мошенник ли!? Но как-то неудобно по отношению к «святому», видимо «праведник» Трифон считал возможным ради достижения своей цели идти на подлог», - так, к примеру, воспринимал этот абзац в Житии известный историк Крайнего Севера профессор И. Ф. Уша­ ков1. Так что не случайно во всех более поздних редакциях Жития этот эпизод просто опускался как бессмысленный. Никак не поясняет это место и автор последней редакции Жития, не дерзнувший выкинуть эту подлинную, живую деталь из «книжек са­ мовидцев», но также не имея каких-либо соображений на этот счет. Интересное наблюдение дает в своем исследовании В. В. Калугин. В ряде рукописных изложений Жития в этом эпизоде появляется срав­ нение Трифона с преподобным Варлаамом Индийским («яко вторый Варлаам»2), который, предлагая царевичу Иоасафу «камень драгий», имел в виду преподать тому учение Христово3. Скорее всего, эти реми­ нисценции на древнейший переводной памятник «Повесть о Варлааме и Иоасафе», известный на 30 языках мира (его древнерусский перевод был сделан не позже начала XII в.), являются поздними редакторскими вставками-пояснениями, и упомянутый камень-реликвия, так же как и «кровь Христова», изначально все же имели материальное измерение. Среди исследований последнего времени мы лишь однажды встре­ чаем объяснение этого факта: «Он показывал северянам священные реликвии: «просвещающий камень Иисуса Христа и Его кровь». Обыч­ но такие реликвии встречали на своем пути паломники, совершавшие далекие хождения в Палестину»4. Попытаемся отстоять правдивость «самовидцами писанного» рассказа о священных реликвиях Трифона. В истории Русской Православной Церкви самым первым палом­ ником, оставившим нам описание Святой Земли, был игумен Даниил. В его «Хождении» (1106-1107 гг.) есть пример того, как могли обретать­ ся священные реликвии, и в частности «камень Господа Иисуса Христа». Глава II 1 Ушаков И. Ф. Кем был Трифон? Отзыв на статью Жданова В. П. «Разбойник или пра­ ведник» // Рыбный Мурман. 13 октября 1989 г. (рукопись от 8.11.89 г.). 2 Житие Трифона Печенгского, XVIII в., РГБ, Музейное собрание, ф. 178, № 9533. 37 Л. 3 Калугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности... С. 435. 4 Белоброва О. А. Житие Трифона Печенгского (Кольского) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 338. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz