Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства убийство подразделяется на: «волею» и «неволею» совершенное. «Не­ волею убивший десять лет да не причастится Святых Таин. Волею убивший и потом покаявшийся двадцать лет да будет без причастия Святых Таин»1. Даже если не принимать во внимание легендарное убийство Елены2, которое можно было бы расценить как случайное («неволею»), согласно норвежской версии предания3, то все иные убийства требовали полной 20-летней покаянной епитимьи, что мы и наблюдаем в полностью каноничных действиях архиепископа Ма­ кария в отношении обратившегося к нему Митрофана. Епитимия, которой Митрофан сам, по внушению Божьему, подверг себя 17 лет назад, не была снята Новгородским святителем в этом, 1530 г. и столь очевидно необходимый Митрофану монашеский постриг владыка Ма­ карий не совершил. Видимо, «много крови пролил на границе» атаман Митрофан, и срок отлучения от причастия сокращен ему не был. Что же касается благословенной грамоты на строительство церкви, то ее Митрофан получил и даже нанял строителей - рубить на Печен­ ге новую «церковь во имя Святыя и Живоначалъныя Троицы». Чтобы нанять в Новгороде мастеров для строительства церкви «за сезон», да еще в столь дальних, неприветливых местах, надо было иметь весьма немалые средства. Но как раз в это время Великий князь Василий III, выражая свое благорасположение к новому Новгородско­ му Владыке за его усердные моления «о разрешении от бесплодства» княгини Елены, возвратил Макарию богатейшую новгородскую свя­ тительскую казну, отнятую еще в 1478 г.4Так что, думается, святитель Макарий поддержал Трифона не только своим святительским благо­ словением, но оказал ему и достаточную материальную поддержку в этом важном деле. Т еперь проведем исследование одного «темного места» в тексте Жития, дабы преодолеть соблазн, в который впадали многие его читатели. Недоуменный вопрос, - наверное, так можно обобщить реакцию ис­ следователей Жития преподобного Трифона, когда они наталкивались 1 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Т. 2. С. 437. 2 «В гневе на жену свою употребивший секиру есть убийца» (Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Т. 2. С. 384). 3 «...Он метнул топор в тех, кто противился его воле, молодых и непокорных, и попал в лоб Элине» (St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9 (перевод А. Ермолаевой)). 4 «Всю казну старых архиепископ и бояр ему своих дал» (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени... С. 317 (цит. по: Фроянов И. Я. Драма русской истории: На путях к Оприч­ нине. М., 2007. С. 275). 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz